Для чего нужна матрица ассортимента товаров

41
0
Для чего нужна матрица ассортимента товаров

Под ассортиментной матрицей понимают перечень всех товарных позиций магазина, которые предлагаются к продаже с учетом его направленности и политики. В некоторых торговых точках ассортимент составляется без какой-либо системы, а в других используют ту же продукцию, что и конкуренты, но такой подход не совсем правильный. Здесь и приходит на помощь матрица ассортимента, которая помогает выбрать из множества товаров только самое необходимое.

Функции матрицы товарного ассортимента

Один из способов сформировать ассортимент магазина – стихийный. В таком случае владелец просто закупает как можно больше разных товаров, а затем разбирается, на какие из них выше спрос. Но в таком способе не учитываются индивидуальные особенности торговой точки. В итоге некоторые товары становятся невостребованными, что приводит к убыткам, особенно если продукты имеют небольшой срок годности.

Предотвратить это помогает товарная матрица. Это своеобразный каталог товаров, который для удобства представлен в табличном виде. К основным функциям матрицы ассортимента относятся:

  • увеличение оборачиваемости средств;
  • выявление более ходовых и прибыльных групп товаров;
  • настройка работы магазина на целевую аудиторию;
  • снижение остатков продукции;
  • привлечение и удержание посетителей (привлечение трафика);
  • создание максимально полного ассортимента, где покупатель сможет найти все необходимое (в зависимости от направленности магазина).

В идеале правильно составленная матрица товарного ассортимента позволяет сделать его таким, чтобы потребители регулярно посещали магазин и все скупали за конкретный период. Цены на товары при этом должны быть такими, чтобы владелец получал достаточную прибыль. Для понимания эффективности матрицы можно дополнительно рассчитать конверсию магазина, чтобы понять соотношение посетителей магазина к покупателям.

Функции матрицы товарного ассортимента

Как составить матрицу ассортимента

При оформлении товарной матрицы учитываются множество нюансов. Основные факторы, которые должны быть рассмотрены:

  • интересы и уровень доходов целевой аудитории;
  • ассортимент конкурентов;
  • расположение точки продаж;
  • наличие конкурентов и их ценовая политика.

автоматизация

 

Составление матрицы начинается с определения концепции для торговой точки. Здесь учитывается, потребности каких клиентов должен удовлетворять магазин и еще несколько критериев:

  • район;
  • площадь торгового зала;
  • этажность и расположение среди других магазинов;
  • пути подхода и подъездов.

С учетом этого определяется концепция торговой точки: павильон, супермаркет, гипермаркет, специализированный магазин. К примеру, компания, продающая телефоны, может иметь полномасштабный павильон, магазин только элитных моделей или небольшой киоск «у дома». Для составления товарного ассортимента, кроме этапа определения концепции, необходимо пройти еще несколько шагов.

  1. Определение сегментов клиентов. Их делят на группы по уровню доходов, характеру спроса, возрасту, привычкам и пр.
  2. Разделение товаров на ценовые сегменты. На этом этапе также важно учесть актуальность продукции. К примеру, если рядом студгородок, в ассортименте должны быть товары, популярные среди студентов. Это выпечка, готовые обеды, салаты и пр.
  3. Разбиение товарного ассортимента на группы и подгруппы. Каждая товарная категория детализируется на уникальные, приоритетные, базовые, удобные, периодические и пр.

Как составить матрицу ассортимента

После разделения продукции на группы и подгруппы матрица будет готова. Для каждого товара в таблице чаще всего указывают такие данные:

  • товарная группа (хлебобулочные изделия, молочные продукты и пр.);
  • категория и подкатегория (хлеб подовый, молоко 3,2% и пр.);
  • ценовая категория (эконом, средняя, премиум);
  • локальный код;
  • название позиции;
  • поставщик;
  • роль товара;
  • данные о сотруднике, отвечающем за категорию;
  • входит ли товар в минимум ассортимента (должны быть в наличии обязательно).

Матрица ассортимента товаров – удобный способ систематизировать товары и упростить работу при большом количестве продукции. С помощью нее можно также планировать обновления ассортимента и менять некоторые товарные позиции. Магазином будет управлять еще проще, если автоматизировать процесс учета товаров, в чем помогает программа UMAG. Все это поможет не просто контролировать выручку, но и значительно увеличить прибыль магазина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь